
ОСНОВЫ LEAN
Lean — это философия непрерывного, постепенного улучшения.
ЧТО ТАКОЕ LEAN?
• Скажите потерям — нет, хотите того или нет. Используйте наименьшее возможное количество материала, времени, пространства, объектов, капитала, энергии, и усилий, чтобы доставить Ваш товар или услугу клиенту. Все, что более — это потери. Ошибки, скопление запасов, избыток сотрудников, которые делают ненужную работу, переизбыток оборудования и неполная информация — все это потери. Люди, работающие неправильно — являются самым большим источником потерь, потому что это подрывает мораль.
• Логика Lean. Все начинается и заканчивается там, где начинаются и заканчиваются требования заказчика. Клиент является единственным арбитром определяющим границы ценности. Ценность создается через процесс. Потери уменьшают ценность. Идеальный процесс не имеет потерь. Идеальный процесс максимизирует потребительскую ценность.
• Границы Lean? Lean представляет собой набор принятых практик. Lean — это люди, обученные и уполномоченные, которые гораздо важнее средств или капитала. Lean культура — это постоянное совершенствование процессов каждого сотрудника.
• Чем Lean не является? Lean — это НЕ причуда или единоразовое событие. Lean — это НЕдорого. Lean — это НЕ статистика.
• Что делает Lean особенной? Lean — проверена и доказана. Lean — проста, доступна и имеет смысл.
РОДОСЛОВНАЯ LEAN
- Тойода и Оно из компании Тойота изучили в 1950 году подход компании Форд. Японская рабочая сила на тот момент не готова была работать на тех же условиях, что и дешевая эмигрантская рабочая сила в США. Вложения были слишком высоки.
- Создана производственная система Тойоты (Toyota production system), которая дала лучшее качество, более низкую стоимость, кратчайшие сроки производства.
ПОНИМАНИЕ БАЗЫ LEAN
• Создание базы. Принципы Lean: (1) Потребительская ценность, (2) Анализ потока создания ценности, (3) Улучшение, Поток, Вытягивание и Совершенствование.
(1) Потребитель определяет ценность продукта. Потребитель определяет какие действия добавляют ценность.
(2) Анализ текущего потока шагов, которые создают ценность для потребителей. Процессы должны быть синхронизированы с темпами потребления клиента.
(3) Поток — нелогичен. Лучше произвести одну единицу в то время, когда она необходима, чем заготавливать товары, услуги, запасы впрок. Вытягивание означает: “Взял одну единицу, произвел одну единицу”. Постепенное улучшение означает, что вы улучшаете что-то одно, но каждый день.
- Выводы из TPS. Мотивированные люди улучшают свои процессы ежедневно. Люди устраняют потери. Используется визуальное управление, что означает, что информация легко доступна, визуализирована и понятна. Посредством этой информации можно быстро получить ответ на свой вопрос.
- Фундаментальные мудрости технологии. Всё вращается вокруг потребителя. Уважайте своих людей, позвольте им расти, развиваться и познавать: в награду за это Вы получите постоянные улучшения. Визуализируйте процессы — прозрачность и подход “картинка стоит тысячи слов”, устранят потери. Используйте простые решения (принцип KISS — keep it simple stupid). Поддерживайте движение — остановки тормозят процесс улучшений. Ответственность за качество закрепляется за держателем процесса — тем, кто произвел определенную операцию. Инспекция по качеству ни коим образом не улучшает продукт. Постоянные измерения закрепляют поведение — люди реагируют на факт фиксации показателей.
УГЛУБЛЯЯСЬ В ФОРМАТ LEAN
• Муда, муда, муда (от яп. — потери, отходы, мусор). (7) видов потерь и 2 формы.
Транспорт: Излишние передвижения продукта между процессами. Вызваны плохой организацией внутри процесса.
Ожидание: Ожидания операторов, держателей цепочек процессов.
Перепроизводство: производим больше, чем нужно. Перепроизводство является причиной других потерь, таких как, например, инвентаризация (стоки).
Дефекты: Невыполнение спецификации приводит к необходимости переделки и увеличивает отходы.
Запасы, стоки: Запасы, которые ожидают использования в любой точке потока создания ценности, занимают место, стоят денег, подвергаются порче.
Передвижения: Передвижения операторов, которые не добавляют ценности.
Излишние процессы: Любой процесс, который не добавляет ценности.
Формы муда:
1 форма — не добавляет ценности товару или услуге, но является необходимой.
2 форма — не добавляет ценности товару или услуге, и не является необходимой.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ …
Подготовлено по материалам книги
Lean for Dummies
Natalie J. Sayer, Bruce Williams
Hoboken, NJ: Wiley Publishing, Inc., 2007



